Интервью с коммерческим директором ООО "АлгорИТм" Алексеем Ашапатовым

    Интервью с коммерческим директором ООО "АлгорИТм" Алексеем Ашапатовым

    На территории Вологодской области функционируют и реализуют свою деятельность в сфере ИТ-технологий порядка 300 компаний, но при этом каждый из них специализируется на каких-то конкретных продуктах или услугах. Например, вопросами применения и внедрения онлайн-касс по 54-ФЗ и маркировки различных товаров занимаются специалисты компании «АлгорИТм», которая локализована в городе Вологда.

    Новости компании
    30 марта 2019
    Современные информационные технологии – это не только роботы, сложные аппаратно-программные комплексы и искусственный интеллект, но и не менее интересный и важный процесс, который совмещает в себе все основные функции логической и математической формализации наших с вами действий, – это автоматизация. В наше время трудно представить хотя бы одну компанию или бюджетную организацию, где бы не использовались системы управления документооборотом или бухгалтерские приложения, а также элементарные компьютерные программы, позволяющие в один клик мышкой показать прогноз развития в виде схем и графиков. На территории Вологодской области функционируют и реализуют свою деятельность в сфере ИТ-технологий порядка 300 компаний, но при этом каждый из них специализируется на каких-то конкретных продуктах или услугах. Например, вопросами применения и внедрения онлайн-касс по 54-ФЗ и маркировки различных товаров занимаются специалисты компании «АлгорИТм», которая локализована в городе Вологда. 

    Расскажите о вашей компании.

    ООО «АлгорИТм» была создана в марте 2011 года. Основное направление нашего бизнеса — это автоматизация предприятий торговли и питания. Мы занимаемся поставкой программного обеспечения, кассового оборудования, оборудования штрихкодирования. Оказываем услуги по обслуживанию и ремонту оборудования, настройке и обслуживанию программного обеспечения. Подключаем  сервисы 1С.

    Согласно 54 федерального закона предприниматели обязаны установить онлайн-кассу до 1 июля 2019 года. Кого коснётся это требование?

    Нововведения в 54-ФЗ начали действовать с 2017 года. Необходимо установить кассы нового образца с передачей чеков в налоговую службу. Законом предусмотрено поэтапное внедрение касс. В этом году организации и предприниматели оказывающие услуги, и предприниматели, занимающиеся торговлей.

    На днях Госдума рассматривала поправки к 54 федеральному закону, в которых последним пунктом был указан перенос срока по установке онлайн-касс на июль 2021 года. В прошлом году депутаты также обсуждали перенос сроков. Вы можете прокомментировать последние поправки?

    Да, поправки уже прошли первое чтение, в ближайшее время будет второе чтение. Есть высокая вероятность, что поправки примут. Основной драйвер поправок - это перенос сроков внедрения касс для предпринимателей на ЕНВД и патенте, которые не имеют наемных сотрудников и предоставляют услуги населению самостоятельно. Например, ремонт обуви, стрижка, ремонт автомобиля и т.п. Таким предпринимателям разрешат работать по бланкам строгой отчетности до 1 июля 2021 года, т.е. отсрочка составит 2 года.

    Также в поправках правительство постаралось упростить жизнь предпринимателей, специфика которых требовала большого количества касс. Например, общественный транспорт. Кондуктор должен пробить чек за проезд, нужно оснастить каждое транспортное средство кассой. Если новые поправки примут, то условно можно применить одну кассу на все автобусы, троллейбусы, такси.  Такую технологию мы уже тестируем с одной сетью такси.

    Предприниматель знает, что кассу ему нужно ставить до июля, он сталкивается с рекламой недорогих касс, а как правильно выбрать кассу?

    Сейчас в реестре 168 моделей касс разных производителей. Выбор кассы, прежде всего, связан с самим бизнесом предпринимателя. Кассы можно разделить на типы:

    - Кнопочные кассы – в основном эти кассы призваны «закрыть» вопрос по 54ФЗ, но и закрыть не всегда получается из-за специфики бизнеса.

    - Смарт-терминалы – это продвинутые кассы, имеющие операционную систему, на которой можно изменять работу программы подстраивая её по бизнес.

    - Фискальные регистраторы – это печатающее устройство, управляемое кассовой или учетной программой, т.е. несамостоятельное устройство. На нем нет кнопок и подключается, например, к 1С.Розница или 1С.Бухгалтерия или к другим программам.

    При обращении к нам клиента мы расспрашиваем о его бизнесе, уточняем, что он продает, какие услуги оказывает, есть ли подакцизные товары, попадают ли товары под маркировку, хочет ли владелец бизнеса использовать систему лояльности – скидки, бонусы, планирует или уже ведет учет товаров, материалов, сырья. На основании полученных данных предлагаем 1-2 варианта.

    Вы выспросили клиента обо всем и выяснили, что ему нужно все: учет и систему скидок. Тогда Вы ему предложите самую дорогую кассу, а сколько такая касса будет стоить?

    Новые изменения в законе заставили кассы очень быстро эволюционировать. Появились кассы на андроиде, на них можно запускать и системы лояльности, и вести простой учет товаров. На этих кассах можно запрограммировать практически любую логику работы, приспосабливаясь и к новым технологиям, и законодательству. Такие кассы без фискального накопителя стоят от 12000р. Это совсем небольшая сумма, учитывая то, что подобные системы еще лет 5 назад обходились минимум 80 000 рублей.

    Что значит без фискального накопителя?

    Фискальный накопитель — это специальный блок, который хранит пробитые чеки и передает их в налоговую инспекцию через ОФД. Фискальные накопители — это защищенное устройство, имеющее определенный срок действия: 13, 15 или 36 месяцев. Применение разных сроков действия определенно в законе. Например, предприниматель торгует автозапчастями и оказывает услуги по их замене. Здесь может быть работа в двух системах налогообложения - ЕНВД и УСН. В таком случае нужно применить накопитель на 13 или 15 месяцев. Также если есть подакцизные товары. Если предприниматель находится на ЕНВД или УСН, нет подакцизных товаров, то в законе прописана обязанность применения накопителя на 3 года. Стоимость накопителей на разные сроки отличается и выгоднее использовать накопитель на 3 года.

    Вы сказали, что чеки в налоговую передаются через ОФД. Что это такое?

    ОФД – оператор фискальных данных – это коммерческая организация, которая оказывает услуги передачи чеков в налоговую за вознаграждение. Т.е. их услуги нужно оплачивать. У ОФД есть тарифы на 1 год, на 3 года, есть тарифы на месяц, день, квартал и даже 1 день.

    А зачем тариф на 1 день передачи чеков? Разве такое нужно, ведь предприниматели не на 1 день покупают кассу?

    Все очень просто. К примеру, агентство недвижимости не каждый день оформляет сделки по квартирам и для них тариф 1 день может быть самый выгодный. Тариф 1 день используется для передачи скопившихся неотправленных чеков в ОФД, когда основной тариф на 1 год закончился и требуется снять кассу с учета. В таком случае нет необходимости оплачивать тариф на большой срок.

    Сложилось понимание, что выбор кассы нужно сделать осознанно и её еще нужно зарегистрировать. Как это происходит? Может ли сам владелец кассы сделать?

    Зарегистрировать может и владелец кассы. Производители касс, а также партнеры выкладывают в интернет инструкции и видео «как это сделать», и если предприниматель обладает временем, то он может сделать все сам. Вот Вы знаете, как печь блины, а если будете делать это в первый раз, то блин может получиться комом.

    Чтобы касса не стала комом или тыквой, мы предлагаем сделать все сразу. После того, как выбрали кассу, запрограммировать её, зарегистрировать в налоговой, подключить к ОФД, провести краткое обучение на нашем стенде. Все это можно сделать в течение рабочего дня. Одному из клиентов мы продали кассу, запрограммировали, обновили и зарегистрировали её в налоговой в течение 40 минут – это очень быстро! Стоимость таких работ составляет 1000 рублей. Это небольшая сумма за услуги

    Вот предположим, Вы зарегистрировали кассу клиенту, он уехал, поставил кассу, а она не работает. Что ему делать? Вы помогаете в таких ситуациях?

    Обязанности заключать договор на обслуживание кассы сейчас нет. Мы предлагаем консультационное обслуживание кассы. Стоимость очень низкая - от 170р. в месяц при оплате за год 2040р. Если сравнивать: за сотовую связь активный предприниматель в месяц платит больше 170 рублей, а касса денежный инструмент.

    Также наш сервисный центр авторизован на гарантийный ремонт онлайн-касс. Мы ремонтируем кассы по гарантии при обращении клиента, даже не приобретавшего у нас кассу.

    В прошлом году в рекламе была такая информация «Касса на 0 рублей». Как такое возможно и в этом году такие предложения тоже будут?

    Касса за 0р. — это маркетинговый ход, основанный на законном возмещении стоимости кассы для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и патенте из бюджета, путем уменьшения оплаты налога на сумму до 18 000 р. на каждую кассу.

    Чтобы получить льготу необходимо составить заявление и предоставить его ФНС. До этого необходимо наличие документов о приобретении кассы, услуг и другого оборудования. Все необходимые документы мы оформляем, выдаем инструкцию как получить льготу.

    Льгота ограничивает стоимость кассы и услуг до 18 000р., т.е. если касса обойдется Вам в 15 000р., на возмещение Вы можете подать только на 15 000р. Если касса будет стоить 20000р., то возместить сможете только 18000р.

    В начале при выборе кассы Вы упомянули про маркировку. Получается, что касса должна иметь какие-то дополнительные возможности для работы с маркировкой, и что вообще такое маркировка?

    Правительство приняло решение по тестированию маркировки лекарств. После запуска пилотного проекта, маркированные лекарства, предназначенные для выдачи больным, были обнаружены проданными через аптечные сети. В связи с этим, эксперимент показал свою эффективность и было принято решение внедрить систему маркировки практически на все товары производимые и ввозимые на территорию России. Маркировка, по сути, подразумевает фиксацию в системе каждой единицы товара на производстве, движения её через оптовое звено и выбытии из оборота магазином при её продаже. Есть такой важный момент, что большинство кнопочных касс может не подойти к маркировке, т.к. еще не все известно о методах маркировки продукции. Сейчас маркируется табак и алкоголь. Там используются коды DataMatrix, это разновидность двумерного штрихкода. Чтобы его прочитать должен быть 2D сканер.

    Кнопочные кассы на данный момент работают с такими сканерами и штрих-кодами, но могут возникнуть штрихкоды или тип маркировки, с которыми кнопочные кассы не смогут работать. Пример: маркировка шуб – используются датчики КИЗ. Считыватели КИЗ невозможно присоединить к кнопочной кассе.

    Смарт-терминалы можно перестроить на работу с новой маркировкой, подключить дополнительное оборудование, установить дополнительные программы, в этом и есть большое преимущество перед кнопочными кассами.

    Таким образом Вы хотите сказать, что будущее касс – это компьютерные кассы?

    Да, верно. По моему мнению, законы еще будут меняться, правительство и ФНС будут вводить новые требования к работе касс. Компьютерные кассы, назовем их так, могут оперативно перенастраиваться к таким условиям. В них можно менять программу под новые требования. К таким кассам относятся смарт-терминалы, например, Эвотор или АТОЛ-Сигма, обычные компьютеры с кассовыми программами с подключенными к ним фискальными регистраторами.

    Вы говорите, что смарт терминалы обладают возможностями больше, чем кнопочные кассы. Можете немного рассказать?

    Да. Есть интересное решение на базе АТОЛ Сигма для услуг, например, парикмахерская.  Кроме обычных функций пробития чека за услугу и снятия сменного отчета в конце дня на кассе можно дополнительно вести учет записи на стрижку или маникюр к конкретному мастеру. Записать может кассир или сам посетитель через приложение, в котором увидит свободную дату и время нужного ему мастера Расчет зарплаты исходя из оказанных услуг мастером, учет материалов потраченных на оказание услуг – их можно включить в учет расчета зарплаты по прибыли.

    Касса может напоминать посетителю о записи, об акции, которую устроил салон, парикмахерская. На кассе можно вести систему лояльности, например, скидка на вторую услугу в чеке или накопительная скидка. Важный момент - программа может составить «шахматку» по мастерам, кто и когда выходит на работу, распечатать её и повесить на стену.

    Получается, что касса становится не просто требованием закона, но и помощником в работе?

    Да, именно так. В кассе уже применяются технологии, позволяющие контролировать бизнес, сделать его прозрачным и увеличить прибыль. Я описал работу парикмахерской, но такие же бизнес-процессы и у автосервиса, и у стоматологического кабинета, и у тех, кто предоставляет услуги населению.